среда, 8 апреля 2009 г.

Сокровища Али-Бабы... :)

У каждого радио любителя наверное есть "закрома Родины" полные нужный и по больщей части не нужных вещей, вот и у меня они уже ломяться от всего...


разбирать и сортировать все это лень и когда необходимо что-то найти нужное, то 33 раза вспомнишь чью-нибудь бабушку, пока найдешь...


После таких поисковых операций обычно и появляются упорядоченные микро склады :)


Проведя несколько дней "в бегах" по магазинам Саранска и в собственных завалах деталей нашел большинство компонент для будующего программатора:


Кроме того приобретен весь чипсет для ПК "Специалист":


Собственно процессор КР580ВМ80А (i8080):


ОЗУ (оперативка) на 48КБайт. 8 шт. К565РУ5:


ПЗУ (т.с. SSD :) или "микровинчестер") на 12КБайт. 5шт. К573РФ2 и 1шт. К573РФ5:


Окошки на ИМС для того чтобы можно было стереть информацию с помощью УФ-лампы.
Ну и микросхема ввода\вывода К580ВВ55А:


Такие удобно на LPT-порт IBM PC машин вешать, для управления нагрузками через него.

А это "золотой" усилитель К140УД6, для модуля чтения программ с магнитофона:



P.S.: А еще когда закупался в универмаге нашел там процессор Z80-A, не удержался и взял, тем более что цена им 55 руб.:

4 комментария:

Alexeys комментирует...

Смотрю ты серьезно готовишься к сборке Специалиста, почти как я в 80-х к сборке Радио-86РК. Сначало у меня появился ИК80А, потом кое-что из ТТЛ, потом печатная плата, потом уже ОЗУ и прочее.

Я тебе конечно желаю удачи в сборке, но сразу хочу предостеречь по поводу ОЗУ. РУ5 - это известная гадость, если можно переориентируйся лучше на статическое ЗУ, ты можешь даже взять микросхему кеш памяти с любой 486 старой машины, хватит одной (они 8 разрядные и не меньше 128Кб). Ты сэкономишь себе кучу нервов избавившись от отечественных ДОЗУ. Мне в 1986-1987 очень сильно повезло что вместо ДОЗУ К565РУ3 я купил СОЗУ К537РУ3 (или 132РУ3 уже не вспомню точно).

Потом РФ2 или у тебя РФ5, как шить будешь? Помни что с ног при стирании стекает довольно приличный заряд (если они были прошиты) нужно подкорачивать ноги фольгой и на землю. Опять же совет плюнуть на EEPROM с УФ и взять с любой 486 с электрическим стиранием, либо AVR с 8К слов (ATMega8) и небольшой программкой на чтение по протоколу РФ. Я даже не представляю как ты будешь шить РФ-ки, напряжение инжекции порядка 27В, если мне память не изменяет. Помню что частенько приходилось поднимать питание при прошивках или шить на несколько раз.

Да и к стати PCB я не увидел, печатная плата то есть?

Ох опять же я вспомнил насчет ВМ80, у него три питающих +5,+12,-5 подаются в определенном порядке (надо смотреть справочник), если найти КР580ВМ1 с одним питанием +5В до 5МГц (ВМ80А - 2.5МГц) и полной совместимостью с ИК80А/ВМ80А тебе было бы куда легче.

P.S. А вообще мое тебе предложение - укатать "спеца" в FPGA или CPLD вместе с ядром ВМ80А и ОЗУ (тут может быть CPLD не спасет). В один корпус - можешь себе представить такого "специалиста"?! :)

kosmoflyko комментирует...

Спасибо за коментарий. Я рад что меня еще читают :)

Что касается поменять ДОЗУ на СОЗУ и прочее. Нет! Почему? Потому что как это не было бы смешно хочется "хряснуться об грабли" :) т.е. моя первая задача создать максимально ТОЧНУЮ копию БК Специалист, кроме его печатной платы.

У меня 5 шт. РФ2 и 1шт. РФ5. Эти ИМС взаимозаменяемы. Ты не ошибся напряжение программирования 27В. Про токи при стирании не знал, спасибо... Шить их буду в программаторе "Турбо v.6", который тоже сейчас собираю.

Вот от процессора ВМ80А в Специалист-М и Специалист-МХ не откажусь точно.
Во-первых потому, что в оригинале именно он.
Во-вторых потому, что у нас их в магазинах пока много.
В-третьих потому, что три напряжения обеспечить не проблема...

Что касается PCB. Печатка только в разработке, для этого осваиваю KiCAD. Почему KiCAD: Open Source, довольно простой, да и просто нравиться.

По поводу FPGA. Да будет но позже. К тому же такой проект давно уже есть тут:
http://www.newretropc.ru/spets_mx_plm.html

Alexeys комментирует...

Я рад буду тебе помочь, ну в диковинку мне что современная молодежь интересуется микропроцессорной техникой, и пытается повторить подвиги своих US-ских предшественников радиолюбителей. Я только за! :)

"Хряснуться о грабли" это конечно похвально, но как бы это...не совсем практично что ли...Тогда я бы советовал тебе вот что - собрать на AVR тестер для ОЗУ и погонять всю твою шатию-братию РУ5 с разными таймингами. Основная проблема электронной промышленности в СССР была в том что RAS-CAS у разных ОЗУ-шек прилично плавал из за нагрева и партии выпуска. Бывало такое - стартует плата уверено, запускается висит в "мониторе" минут 5 и потом начинается. Мой друг (он собирал спеца) побеждал это так - запускал тест памяти (такой вроде был - шился в ПЗУ отдельно) и закрывал комп шубой. Бывало даже так что сутки устойчиво - потом сбойнет какой нибудь битик, ну а зная битик уже микруху долой. Упрямый человек был мой друг - на космическое излучение ничего не списывал :) Ну про все камлания и танцы с бубном по затягиванию CAS-RAS фронтов ты должен знать (конденсатор, вереница инверторов или элементов И). В мои времена это все был безсистемный поиск и осциллографы не у всех были, да и частотность осцила порой не позволяла ничего точно понять. Сейчас же можно МК-шкой выловить все не кондиционные по RAS-CAS микросхемы, точно установить период регенерации ЗУ и уже не задумываясь впаивать. Как бы тебе объяснить, 80% неисправностей связаны с ОЗУ, ведь система отображения информации у спеца по сути и регенератор содержимого, там особо с таймингами не наиграешься.
Потом вот что я не вижу хорошо что ха средней интеграции у тебя микрухи, но советовал бы либо взять 1533 или еще лучше 533 (пусть жрет питание чего его жалеть) но зато не валит фронты. Не знаю как ты отнесешься к сборке на SN74F думаю что отрицательно :) но это был бы верный вариант.
Постарайся не злоупотреблять ламелями, на CPU, ПЗУ и ОЗУ точно не стоит этого делать потому что ША и ШД на спеце не забуферезированы а повешено логики на них по "самые помидоры". Помню как на РК86 у меня ламель была причиной не запуска - когда удалось достать осцил увидел задавленные уровни на шинах. Кстати посмотри по нагрузочной способности ВМ80А какие ему лучше поставить 555 или 15xx, от 155 совсем откажись - раньше у нас просто выхода не было (не купить было ничего - только достать). Ну поставить шинники не советую ты воспримешь это как отход от первоначальной задумки (а задумка то не использовала шинники только потому что стоимость была определяющим фактором).
От процессора ВМ80А не отказываешься (зря это цельно дранный с i8080, а тот про который я тебе написал СССР спроектировало самостоятельно полностью совместимым с i8080 но с новыми возможностями в частности адресация до 128Кб) тогда знай чт порядок подачи напряжений должен соблюдаться не укоснительно, нарушение порядка подачи и пропадание одного из напряжений смещения подложки (-5В помоему) ведет к выходу из строя камня. Очень не приятна вещь. Я обламывался на этом сам.
Блок питания рекомендую все же исполнить на базе интегральных стабилизаторов.

По поводу FPGA - ты не понял, я тебе предлагал полностью все перенести в FPGA или CPLD (ну например как тут http://code.google.com/p/vector06cc/) и ядро процессора и чипсет и ЗУ. Останется только FPGA и контроллер его инициализирующий например с MMC карты, если CPLD то может быть понадобиться только ОЗУ вынести за пределы. По твоей ссылке только чипсет засунут в CPLD, ядро процессора снаружи.

P.S. Я не настаиваю, просто мне казалось что это интересней, в общем если что я к твоим услугам - чем смогу помогу!

kosmoflyko комментирует...

Спасибо за советы, о многом я не знал. Особенно об таком "геморое в ДОЗУ". Проверять их планирую в программаторе Турбо. Если конечно найду под него последнюю ИМС... Есть все кроме ИМС К555ИР24 (SN74LS299 кажется) весь город облазил нет нигде... :(

К замене элементов на буржуйские SN74F в БК конечно против, цель же "USSR PC"... :)

Кстати шинники в "Специалист" (87-го года) были, а вот в "Специалисте-М" (91-го) нет. Странно... почему не знаю. Буду ли я их ставит в М-ке... пока не решил... наверно все же да...

У нас в Саранске с выбором ИМС как-то не очень :( поэтому процессор все-таки ВМ80А + 155 серия, хотя твой меня заинтересовал объемом адр. пространства :)

С FPGA я тебя понял сразу, только об указанном тобой проекте не знал. И указал максимально близкий... На FPGA "руки чешутся" давно, но пока надо начать с азов.