Опубликовано 21 декабря 2008 года
Если неприятность может случиться - она обязательно случится! Этот, да и другие законы Мерфи, а по совместительству - народные мудрости, много раз подтверждались практикой. Впрочем, еще одна народная мудрость, - про бомбу, воронку (одна штука) и два раза, время от времени опровергается с самыми суровыми последствиями. Вот, например, Египту, точнее его министерству коммуникаций, уже впору переводить на арабский песенку про остров невезения, хотя это африканское государство за остров не сойдет ни при каких обстоятельствах. Ну а как еще реагировать, когда не проходит и года с момента прошлой аварии на кабеле Sea-Me-We-4 как раз возле Египта, как под водой произошел почти такой же обрыв на участке Египет-Сицилия, и те же, кто пострадал в январе, опять оказались не у дел. Небольшой экскурс в историю - 30 января 2008 года некое бедовое судно попало в качественный средиземноморский шторм у берегов Египта. С учетом небольшого расстояния до берега команда посудины приняла историческое, не побоюсь этого слова, решение метнуть якорь в дно. Не знаю, был ли ответственный за эту операцию матрос глубоко-законспирированным диверсантом, специально обученным метанию якорей, но если так, то свое дело он знал туго - якорь попал аккурат в проходящий в этом месте очень толстый подводный кабель, являвшийся участком совместного проекта Alcatel-Lucent и Fujitsu - 18800-километровой магистральной системы кабелей Sea-Me-We-4. Тогда пострадала целая куча народу - 75 миллионов человек, оставшихся с ограниченным доступом в Интернет или вовсе без такового. Особенно сильный удар был нанесен по Индии, чей бизнес по экспорту "индусского кода" был временно поставлен под угрозу, и Египту, где взрослые дяди из министерства связи почти на коленях умоляли местных торрентщиков подождать с очередной серией Lost и дать дорогу бизнес-трафику. Всей этой защиты в который раз оказывается недостаточно В этот раз все было еще загадочнее. Пострадавшая система кабелей принадлежит на паях стольким странам, что легко запутаться. Один из кабелей, длиной 40 тысяч км, соединяет 33 страны, другой, длиной 20 тысяч - 14 стран. По имеющейся на данный момент информации, кабели FLAG, Sea-Me-We-3 и Sea-Me-We-4 (опять!) входят в число пострадавших. Неразбериха наблюдается с определением места аварии - по одним данным, исходящим от France Telecom, порвалось где-то между Италией и Тунисом, тогда как один из кабелевладельцев, индийская Reliance Communications обвиняет во всем очередных мореходов-диверсантов, бросивших якорь на рейде Александрии. Правы скорее первые - в субботу из Марселя было отправлено ремонтное судно France Telecom с необходимым набором для оперативной штопки. Принимают меры и другие компании - Flag Global Network уже призвала на помощь MECMA, специализирующуюся на устранении такого рода аварий. В чем же отличия от предыдущего инцидента? Во-первых, куда оперативнее были приняты меры по перенаправлению трафика - в основном через южную Азию и дальше в США. Это привело к тому, что кроме Египта на сей раз мало кто пострадал - сообщения о неполадках приходили из Сингапура, Малайзии, Индии, Пакистана, ОАЭ и Катара, однако серьезных инцидентов не было. Ахмед аль-Джанахи, менеджер по связям с общественностью бахрейнского провайдера Bartelco описал типичную ситуацию: "К счастью, Bartelco имеет в запасе несколько альтернативных каналов, по которым мы смогли оперативно перенаправить траффик. Немедленно после аварии была создана спецкоманда по мониторингу трафика, работающая в режиме 24/7." Саид аль-Бади, представитель оператора Etisalat из Арабских Эмиратов отметил, что в воскресенье каналы связи работали на 85 процентов от обычного уровня, как и в субботу. Компания перенаправила трафик традиционным маршрутом - в сторону западного побережья США. Во-вторых, скорость ликвидации самой аварии тоже впечатляет - если в прошлый раз разрыв ликвидировали почти две недели, то в этот раз французское ремонтное судно, о котором упоминалось выше, приступит к работе уже в понедельник. Ну и наконец, в-третьих, в самом Египте, главном пострадавшем, паники куда меньше. Особой удачей министра связи Тарика Камеля можно назвать то, что авария произошла в пятницу, в самом конце рабочей недели. Спецкоманда министерства имела возможность спокойно, без лишнего шума заняться проблемой в тот момент, когда бизнес-трафик упал до минимума. В результате к настоящему моменту связь в Египте восстановлена до 70 процентов обычной мощности. Министр связи Египта Тарик Камель теперь может читать лекции по ликвидации крупных аварий на магистральных линиях связи И все же главный вопрос остается открытым - что делать? Хотя такие случаи и дают отличную тренировку для сисадминов всех уровней (да и, чего греха таить, работу журналистам), но в принципе приятного в таких развлечениях мало. Что именно в этот раз стало причиной разрыва - пока остается неясным. Но если в прошлый раз бедлам удалось устроить силами обычного корабельного якоря и одного неудачливого матроса или удачливого диверсанта, то что будет, если делом займутся вездесущие террористы? Вспоминаются слова дубайского исследователя Мустафы Алани по поводу предыдущей аварии: "Это показывает, как легко такие сверхважные кабели уязвимы и для намеренной атаки, например, террористической. Самое важное - это не создать технологию, а защитить ее". Практика показывает, что не все выводы были сделаны, хотя во сколько обойдется перепрокладка линий с усиленными кабелями - даже представить страшно. На ум приходит лишь эпизод из фильма братьев Коэнов "Сжечь после прочтения", где директор ЦРУ спрашивает как бы сам себя: "Ну и чему мы научились после всей этой истории? Наверное, никогда так больше не делать. А что именно мы сделали? Черт его знает..." |
Комментариев нет:
Отправить комментарий