суббота, 7 марта 2009 г.

Вперед в прошлое или воскрешение "Специалиста"...

Согласно статье в Википедии:

«Специалист» — любительский 8-разрядный микрокомпьютер. Разработан в 1985 году А. Ф. Волковым, г. Днепродзержинск Днепропетровской области (изначально компьютер назывался «Фахiвець-85»). Схема и описание компьютера были опубликованы в журнале «Моделист-Конструктор» в 1987 году.

Технические характеристики:

  • Процессор: КР580ИК80А либо КР580ВМ80А (клоны i8080) на тактовой частоте 2 МГц
  • Память: ОЗУ — 32/48 КБ, ПЗУ — 2-12 КБ
  • Устройство вывода: бытовой телевизор
  • Режимы отображения: чёрно-белый графический 384 × 256 точек (текстовый 25 строк по 64 символа выводит ПЗУ)
  • Клавиатура: 80 клавиш (в оригинале — плёночная)
  • Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон, позднее — дисковод
  • Питание: блок питания от 220В, на выходе: +12В, +5В (1А), −5В, потребляемая мощность — 10 Вт
Компьютер по сути являлся одним из первых персональных с поддержкой графического экрана 384х256 пикселей, а также поддерживал цвет. Но ряд ошибок и глупость журнала Радио не дали этому ПК стать понастоящему массовым. Об тяжелой истории этого интересного ПК можно почитать тут: http://orion128.nikom.biz/data/history.txt.

Сам я заинтересовался Специалистом давольно давно кажется в 10-м классе... (м-м-мдя давненько это было...) тогда у меня еще не было своего ПК и я понимая что родители мне его так никогда и не купят решил во что бы то ни стало спаять себе, хотя бы любительский компьютер (ЛК)...

Так как читал я тогда в основном журнал "Моделист-Конструктор", т.к. занимаюсь судомоделированием, то и выбор пал на "Специалиста"... Хотя потом еще смотрел схемы ЛК ЮТ88 в журнале «ЮТ для умелых рук» («Левша», приложение к журналу «Юный техник») в 1989 году, №№ 2-8. Там мне понравился полностью модульный принцип архитектуры, но сложность дисплейного модуля (или теперь она называется видео картой) и некачественная схема в журнале свели желание паять ЮТ88 на нет... Тогда я еще не понимал о превосходстве в конфигурации "Специалиста" над остальными ЛК, поэтому рассматривал все варианты...

Помню как часами просиживал в детской библиотеке в нашем районе города, как молил их взять на ночь стопку журналов (чтобы переправить потом их матери на работу и там отксерокопировать...) Как потом добрался и до центральной библиотеки... у нас она им. Пушкина, и там отксерокопировал все что смог... как ругался там на теток, которые копировали мне (естественно платно) и постоянно срезали последний столбец в листингах программ... Как бегал по всему городу, скупая на последние деньги радиодетали, но...

Но потом на что-то переключился и вся эта стопка осталась лежать в тумбочке... Позже появился обычный ПК и надобность в ЛК отпала...

В последние годы к теме пайки ЛК я возвращался постоянно, не из-за практической необходимости, а удовлетворения своего иследовальского интереса (и если все получиться, то и своего ЭГО... :) Вот в последний раз я говорил об этом весной кажется в апреле прошлого года. Тогда хоть я и отцифровал основные ИМС копьютера в библиотеки DipTrace, но дальше дело не пошло... А как сегодня выяснилось тогда я и процессор КР580ВМ80А куда-то посеял... :( (... ну ладно не смертельно, он дешевый примерно рублей 15 штука. Так что закуплюсь еще...)

Но вот недавно порекомендавали мне зайти на форум NedoPC.org и там увидел ветку про ЛК "Специалист-МХ". Почитал, и вот снова загорелся я этим компьютером... :)

План мих действий следующий:
- сбор информации о ЛК и его ПО. (уже многое сделанно: есть схемы трех вариантов стандартный, Express, MX... к тому же качаю архив "Моделист-Конструктор")

- изготовить стандартную версию ЛК

- "поиграться" с разными версиями ОС "Монитор"

- произвести апдейт до МХ

- "поиграться" с ОС RAMFOS

- произвести доработки (об этом позднее... :)

Ну все пока прощаюсь...

28 комментариев:

Анонимный комментирует...

Я решил восстановить ПК "Специалист" и указанная ветка на сайте - дела и моих рук тоже. Новый Специалист на ПЛМ в стадии разработки. Посмотреть схемы, (есть внешний вид ПП Специалиста-Экспресс), скачать ПО и эмулляторы можно с моего сайта www.newretropc.ru.
С наилучшими пожеланиями, fifan.

kosmoflyko комментирует...

Здравствуй fifan, я видел твои схемы на nedopc.org и твоем сайте. ПЛМ прекрасный выход сегодня, т.к. как ни странно именно большинство ИМС жесткой логики сейчас в дефиците в радио магазинах (по крайней мере у нас в Саранске). Но я все-таки хочу восстановить сначала на "рассыпухе", а потом уйти на ПЛМ. Спасибо что занимаешься Специалистом.

Анонимный комментирует...

Опять это я, fifan. Прогресс не стоит на месте, но только в моем случае он не бежит, а просто движется. Меня наконец-то хорошо пнули и я собрал схему (думаю рабочую), заказал 3 печатные платы в производство моего "Специалиста_МХ_PLM". Я глубоко заблуждался в схеме подключения адресных шин ОЗУ напрямую к шине данных процессора. На упомянутой тобой ветке форума, наконец-то главный спциалистомен почти выложил конечную схему ПК. В начале февраля платы подойдут и начну собирать. Изменения в схеме:
1. Правильная разводка адресных шин ОЗУ.
2. На одной плате (размеры как у "Специалиста-Экспресс") уместил все микросхемы, некоторые даже вторым этажом. Плюс контроллер дисковода на еще одной ПЛМ.
3. Внутренность ПЛМки писал на языке vdhl.

P.S. У меня переходная версия сайта (новое имя сайта скажу потом) - http://www.newretropc.ru/spetsialist.html. Он посвящен только Специалисту и его клонам.
Последняя схема пока только на этих ветках форумов: 1. - http://zx.pk.ru/showthread.php?t=9660&page=2; 2.- http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?t=8154&postdays=0&postorder=asc&start=390.

Пожелай мне удачи! Она мне так нужна!

kosmoflyko комментирует...

Привет fifan! Как же хорошо, что Специалист жил, жив и будет жить... У кого-то в схемах, у кого-то в идеях, у кого-то в мечтах... :) У меня пока проект заморожен из-за устройства на новую работу и сессии... Но я просто счастлив слышать, что у тебя идут работы.

Надеюсь ты прорвешься и получишь готовую рабочую схему, всех благ тебе и "нескончаемый поток манны для бубна"... :)

Анонимный комментирует...

Это опять fifan. Печатные платы на мой новый Специалист_МХ_PLM уже наверное в дороге ко мне. В промежуток ожидания меня нагрузили еще одной идеей: развести печатную плату стандартного ПК "Специалист" под корпус УНКЦ. За основу я взял схему от "Специалиста-Экспресс". В процессе рисования схемы пришла идея потом апгрейдить до МХ. Апгрейд будет располагаться на второй плате, которая будет престыковываться к основной сверху. На основной плате будет: синхрогенератор, одна линейка РУ5, контроллер цвета на трёх РУ6, порт клавиатуры, одна панелька под ПЗУ 27128 (12 кБайт - будет меняться на 27512 для МХ), разводка процессора К580ВМ80 со схемой преобразователя питания +12 В -> -5 В. На второй будут располагаться: контроллер цвета МХ на восьми РУ6, контроллер дисковода, таймер, порт "программатора", считыватель SD карточек, подключение процессора Z80 со схемой турбирования. А главное забыл: все будет на ИМС в DIP корпусах, без ПЛМ. Схемы представлю позже.

kosmoflyko комментирует...

О! Заявлен модуль SD-карт будет, это хорошо. :)

Сам тоже скоро начну разводку платы под Специалист-М, детали давно все есть уже. Правда в силу полного отсутствия времени проект врят ли будет быстро двигаться.

Анонимный комментирует...

Опять это я, fifan. Пока очень долго отсраиваю свой Специалист на плмке, не как не запускается. Думаю все-таки победить его. Хочу всех интересующихся пригласить на мой сайт, посвященный только ПК "Специалист" и его клонам - www.spetsialist-mx.ru. Особенно хочу обратить внимание на новый клон - по вкладкам Специалист_МХ/Spez_MX. За ним будущее Специалистов на дискретах.

kosmoflyko комментирует...

Был на сайте, много интересной информации. Скоро добавлю кнопки с этого блога на Вас. Только вот с сессией разберусь :)

Анонимный комментирует...

И снова я, fifan. Специалист на ПЛМ запустился, отлажен на 50%. Сейчас работает: тест-М, тест_МХ, RAMFOS и "Commander". Осталось отладить цвет. Впервые будет собран считыватель SD карт. Подробнее об отладке см. здесь - http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?t=8154&start=465&sid=0744a5a817bf24e18726addbac7399ee. Параллельно черчю новую схему Специалиста_МХ_ПЛМ - http://www.spetsialist-mx.ru/for_out/NewSpetsMXPLM.png (схема неокончательная и будить обновляться). В будущем по ней буду разводить печатку и собираюсь пустить в производство для желающих собрать.

kosmoflyko комментирует...

Это просто отлично, что у тебя такие успехи. Я пока ничем не могу похвастаться... :( Грядущая свадьба забирает все силы...

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!
большое спасибо за ресурс http://www.spetsialist-mx.ru, нашел на нем схему своего первого компа "специалист-экспресс", плату которого заказывал в Новосибирске.
есть ли возможноть выставить схему не только в pdf фомате, но и в каком-нибудь другом для вас удобном (P-CAD к примеру). мне хотелось бы сгенерировать разводку печатной платы, для того, чтобы было можно собрать его снова с самого начала. :) т.к. качество скана оригинальной платы оставляет желать лучшего. попытался пропустить через несколько фильтров, но все равно нужно доводить картинку в ручную до кондиции.
еще раз огромное спасибо!
программист Э.Калиновский

kosmoflyko комментирует...

Спасибо за отзыв т.к. у меня схемы не нашлось ваш вопрос отправил администратору сайта.

kosmoflyko комментирует...

Схема Специалиста-Экспресс с сайта
www.spetsialist-mx.ru:
http://www.spetsialist-mx.ru/schemes/SpetsialistExpress.pdf

Karbofos (Eduard-X) комментирует...

Благодарю! этот файл я давно уже видел, но это pdf, экспортированный из P-CAD :)

Анонимный комментирует...

fifan: Всем привет. Упомянут мой сайт. Я в письмах вроде бы уже ответил на вопросы. Ну если так приспичило могу дать схему в PCAD2006 упомянутой схемы pdf Специалиста-Экспресс. Повторяюсь: лучше не много изменить схему и нуждающимся в повторении данной конструкции обратиться ко мне. У меня в наличии проект двухплатного варианта: Специалист Экспресс+расширение МХ. Пишите: fifan72@mail.ru.

Анонимный комментирует...

fifan: Всем привет. Почти полностью собрал Специалист_МХ на плисине. Напоминаю, что использовал девборд Reverse U10 (http://www.zx.pk.ru/forumdisplay.php?f=57). Осталось три пока нереализованных пункта:
1. переключение раскладки РУС/LAT;
2. задействование К580ВИ53, через который выводился звук в Специалисте_МХ;
3. Использование всех 8-ми страниц RAM-диска - 512 кБайт (пока задействовано 4).
Параллельно занимаюсь Новым Специалистом_МХ на рассыпухе (дискретные ИМС). Мой вклад - будущая печатная плата.
Жду отзывов.

kosmoflyko комментирует...

Специалист МХ на рассыпухе! Класс вот с дипломом разделаюсь и если все хорошо то с снова займусь Спецом...

А пока желаю вам самых больших успехов.

Анонимный комментирует...

fifan снова пишет. На рассыпухе (только DIP микросхемы) будет сордержать более 60 микросхем. Сейчас идёт запуск SD контроллера. Вот схема - http://www.spetsialist-mx.ru/for_out/SpetsialistMX.pdf. Я в данный момент развожу печатную плату. Особенность: переключение между МХ и STD (конфигурация Волкова) программная, работа с SD картой, два системных разъёма (в один из них будет втыкаться контроллер дисковода для желающих). Адаптер PS/2 клавы планируется.

Анонимный комментирует...

fifan снова пишет. Разводка ПК полностью завершена. Сейчас будем заказывать печатные платы. В схему добавил вид печатной платы - http://www.spetsialist-mx.ru/for_out/SpetsialistMX.pdf. SD интерфейс пришлось из схемы выкинуть - будет на вставляемой в разъём печатной плате (как и контроллер дисковода).

kosmoflyko комментирует...

Уважаемы fifan, а возможно ли приобрести "конструктор" Специалиста по указанной схеме?

Просто у нас в Саранске не очень с доставкой радиоэлементов...

Анонимный комментирует...

fifan: Я вообще-то вопрос распространения печатных плат хотел на чьи-то плечи переложить. Я вообще на Севере, за Сургутом нахожусь - у меня тем более с деталями напряжёнка. Конструкторы, я тем более не хочу распространять. Пока ищите логику. Кто-нибудь из сочувствующих большие микрухи может достанет. По плате. Немного заминка получилась. Специалист от 2,5 МГц не хочет нормально работать, немного автор переделает схему под 2 МГц. Я уже не успею переразвести печатку - улетаю в санаторий на море на 18 дней. Так что ждите новостей в конце июля.

Анонимный комментирует...

Lavr (http://www.nedopc.org/forum/)

Я сам поклонник ПК "Специалист" и давно почитываю Вашу страницу.
Складывается у меня впечатление, что у Вас, уважаемый, заведутся и вырастут дети и внуки...
А уж потом соберётся "Специалист" :)
Сочтите это за шутку...

Анонимный комментирует...

fifan:Даже дети не скоро делаются да и рождаются 9 месяцев. А на нашем фронте всё нормально - платы в производстве, автор дописывает специально патченный Монитор-4. Набралось более 10 желающих купить платы. Прогресс не стоит на месте - я и автор нового Специалиста_МХ2 глядят в будущее - каждый хочет собрать свой клон Специалиста, но теперь уж на ПЛИС.

kosmoflyko комментирует...

Да уважаемый Lavr, очевидно Вы правы т.к. времени для Спеца никак не выкрою пока...
Поэтому надеюсь на плату Fifana, может хоть она "пнет" меня в этом направлении...

Анонимный комментирует...

Всем привет, это я - fifan. Во время изготовления печатных плат ПК "Специалист_МХ2" я немного решил доделать свой заброшенный проект ПК "Нового Специалиста-Экспресс". Что-это за клон Специалиста можно прочитать здесь - http://www.spetsialist-mx.ru/index13.html. "Новый Специалист-Экспресс" повторяет канувший влета своего старого собрата по набору микросхем и печатной плате. Топологию печатной платы я старался (где это можно) повторить. Есть один плюс: добавлены перерезаемые перемычки на печатной плате для дальнейшего безболезненного (в смысле простого) подключения расширения до МХ по стандартной схеме "Селектор адресов". Вот документация (3,43 Мбайт) - http://www.spetsialist-mx.ru/for_out/Express.pdf. Жду высказываний - стоит ли замарачиваться, будут ли желающие повторить данный компьютер?

Анонимный комментирует...

Это опять fifan. Специалист нового покаления собран! Называется он Специалист_МХ2. Уже разобрано 14 печатных плат. У большинства собирающих проблема состоит в подключении родной (72-клавишной) клавиатуры, в том числе и у меня. Переделан для данного ПК Монитор-4. Пишется мною новый файловый менеджер SpetsCommander. Для желающих заказать печатные платы (осталось 5 штук) обращайтесь сюда - http://www.zx.pk.ru/showthread.php?t=14434. Обсуждение нового ПК здесь - http://www.zx.pk.ru/showthread.php?t=12316&page=20.

Unknown комментирует...

Платы Специалист_МХ2 (основная, флеш-диска и адаптера PS/2)
http://zx-pk.ru/market/viewtopic.php?f=7&t=466

kosmoflyko комментирует...

to Вячеслав Пересторонин:
Я уже отписался вам в G+, что хочу взять полный комплект плат Спеца и желательно с комплектом деталей.

Также есть возможность предоставить проекту бесплатный хостинг с сентября 2013 и любую помощь по web.

К коментарию Lavr'a:
"...что у Вас, уважаемый, заведутся и вырастут дети и внуки...
А уж потом соберётся "Специалист" :)"

Вы правы дети появились раньше :)